Архитектурно-художественная подсветка зданий

  • Как выбрать архитектурный светильник?
  • Как достичь впечатляющего эффекта при архитектурной подсветке?
  • Как эффективно использовать электроэнергию и не создавать «светового загрязнения»?
  • Как при этом не переплатить за необходимый минимум?

    Ответы далее!

dav

С древних времён человек в ночи старался как можно сильнее осветить пространство вокруг себя. Тогда это было необходимо для выживания.
В современном мире архитектурная подсветка совершенно обычная практика, применяемая скорее для  услаждения глаз, хотя, от части, и для привлечения прибыли, так что глубинный смысл сохранился. Согласитесь, ведь вы куда охотнее зайдёте в красиво подсвеченное, аккуратное здание, нежели в искажённые светом стандартных, жёлтых уличных фонарей, стены, выступающие из ночного мрака?  

На рынке большое многообразие светильников с красивыми названиями «архитектурные», но так ли сильно они отличаются от «обычных»?

База терминов находится тут: термины

Первое, обязательное условие, при котором светильник можно отнести к архитектурному — наличие защиты от пыли и влаги (IP). Минимальное значение этого параметра — 54, но лучше не рисковать, так как фасадные светильники зачастую расположены в труднодоступных местах, и искать сразу 65.

Второе условие: осмотрите светильник и решите, сверху вниз или снизу вверх он будет светить. Если светильник светит снизу вверх — старайтесь учесть, что на его верхней поверхности, со временем, будет образовываться пыль, застревать грязь и снег. Если светящая часть прибора имеет некую «ванночку» или другие элементы, препятствующие свободному уходу мусора естественным путём, отказывайтесь от светильника, он может изрядно испортить желаемый эффект.

На этом все обязательные условия заканчиваются!
Дальше в ход идёт Ваша фантазия или фантазия вашего дизайнера!

Вообще, тема архитектурной подсветки крайне обширная
Тут важно понимание, какой эффект вы хотите видеть, какого стиля ваше сооружение, наконец его габариты.

Варианты архитектурных подсветок в зависимости от типа здания.

Для небольших зданий, высотой пару этажей, совершенно не целесообразно использовать светодиодные светильники больших мощностей (более 30 Вт), тогда как на высокий жилой комплекс или офисное здание могут понадобиться светильники, мощностью до 100 Вт, да ещё и с линзовым модулем, так как сфокусированный свет «пробивает» куда большие расстояния.

Подсветка кирпичных зданий, зданий готического стиля

Офис РЖД, СП-б

Светильники должны располагаться ближе к зданию (на его стенах, сантиметрах в 20-30). При таком расположении на фасаде проявляются глубокие тени от рельефа материала, швов . Такой приём больше подходит к промышленной архитектуре, особенно с кирпичными стенами, фактура которых подчёркивается тенями наилучшим образом.

Желательно избегать полной заливающей подсветки здания — потеряется вся изюминка объекта

Рекомендация: равномерная заливка ровных поверхностей части здания может выгодно подчеркнуть контрастность, разнообразить и визуально вытянуть фасад, добавив ему ещё больше пафоса, монументальности (как на примере ниже, нижняя часть здания).

Проект освещения фасада, фасадное освещение, архитектурная подсветка
Здание Московского вокзала со стороны Лиговского проспекта. Проект изначальный.

В этом проекте, над первым этажом, смонтированы линейные светильники без фокусирующих линз. Светильники решают сразу 2 задачи:
 — освещают тротуар
 — создают иллюзию арочных конструкций, благодаря большому углу распространения света, характерных для этой стилистики здания.

Над первым этажом применены специальные, узкоградусные светильники с фокусирующими линзами. Угол распространения света (КСС) всего 10 градусов, что позволяет «пробить» 2 этажа здания, практически равномерно осветив их и подсветить верхний бордюр.

В целом, этот стиль наиболее распространён в городах, так как не требует отдельных мест установки светильников — монтируются они прямо на здание. Одновременно такое освещение самое сложное для реализации. Не верный выбор характеристик светильника, угла его поворота или длины кронштейна могут испортить всю картину.

Подсветка церквей, зданий религиозного назначения (создание дневного образа).

Типичная схема для подсветки храмов и церквей — заливающее, рассеянное освещение с расстояния. Данный стиль применяется, когда заказчик хочет как бы передать тот облик здания ночью, каким мы видим его днём. Эффект излучения света зданием.

Подсветка церкви

Пожалуй, для таких зданий это лучший вариант по нескольким причинам:

-Вокруг церкви есть пространство, где можно закрепить яркие, заливающие прожектора
-Церковь, визуально «излучает» свет — что может быть символичнее
-Храмы обычно светлые, а чем светлее облицовка, тем больше света она отражает, создавая эффект свечения
-Объекты довольно крупные, освещать их местным светом весьма затратно
-Практически отсутствуют тени — образ «светлый».

Подсветка осуществляется мощными прожекторами, сейчас чаще светодиодными, порядка 400 — 1000 Вт мощности, либо группами менее мощных светильников.

Рекомендация: угол распространения света по-хорошему, должен быть узким, дабы не создавать «паразитной засветки» вокруг здания. Не тратьте электроэнергию на освещение воздуха, никто этого не оценит, наоборот, может вызвать конфликт с соседями.

Стоит учесть, что качественная система освещения обойдётся не дёшево, однако учитывая, что все светильники расположены группами, в удобном для обслуживания месте, это сократит затраты на монтаж и дальнейшую эксплуатацию.

Способ подсветки актуален если:
— облицовка здания не тёмная
— здание не содержит множества архитектурных изысков, рельефов
— вы хотите и днём и ночью видеть примерно одинаковую картину
— вы можете разместить светильники на расстоянии от здания
— хотите заодно подсветить территорию вокруг

Настоятельно не рекомендую этот способ подсветки если:
— в здании живут люди. Принудительный свет в окна не даст отдохнуть вечером и спать по ночам.
— здание с множеством декоративных элементов, которые можно выгодно подчеркнуть акцентным светом
— здание просто не эстетично

Подсветка современных зданий

Изначально, многие современные здания могут показаться скучными: большие, ровные, монохромные поверхности, нет лепнины, карнизов, не за что зацепиться глазу.
Характерная особенность современных торговых центров, скандинавского стиля. Но в этой простоте заложена своя идея — природная гармония, вселенское равновесие.

Не беда, почему бы и ночью не подчеркнуть эти особенности? Отдайте предпочтение мягко светящим, линейным светильникам, расположив их вдоль граней, подчеркнув тем самым габариты строения.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - star1.jpg
Пример ТЦ

Линейную подсветку условно можно разделить на 2 типа по источникам света:
линейные светильники-светильники, имеющие продолговатую форму и способные последовательно подсоединяться друг к другу питающими проводами. Удобны при монтаже, создают как ровные, так и прерывистые светящие линии. Вариант не из дешёвых.

Рекомендация: старайтесь искать светильники с фокусирующими, узкими линзами — так весь свет будет использоваться на освещение фасада, создавая меньше паразитной засветки и «пробивая» стену на большее расстояние с равномерным эффектом (многие производители подобных светильников не задумываются об этом) не выкидывайте деньги в воздух.

светодиодные ленты или «гибкий неон». Представляют собой обычные светодиодные ленты, питающиеся, как правило от сети 220 вольт (через специальный шнур-адаптер), полностью залитые специальным силиконом-корпусом. Гибкий неон отличается меньшим световым потоком, но большей равномерностью свечения.
Можно сказать, неон не светит, а создает контуры.

Рекомендация: соблюдайте максимальную длину ленты, подключаемую одним проводом, указанную производителем. Крепите как можно чаще, чтобы получались ровные линии и не было эффекта волн. Режьте только в строго указанных местах. Герметизируйте все соединения дополнительно герметиками.

Оба этих варианта могут быть как одноцветными так и цветными или полноцветными (RGB).

Одноцветные (белые, желтоватые, красные, синие, зелёные, розовые) рекомендую для частных коттеджей, например в скандинавском стиле, либо для классических зданий, для придания более строгого, серьёзного вида. Так же хорошо смотрятся на гранях, создавая как бы световой каркас здания — эффект хайтэк. Красиво смотрятся и элементы ландшафтного дизайна, подсвеченные таким образом, например ступени, подиумы.

Полноцветные (RGB) больше подойдут развлекательным заведениям, торговым центрам

Рекомендация: не пытайтесь сделать белую подсветку RGB лентой. Хоть у неё и есть режим «белого света», этот свет довольно грязного оттенка, Вам он не понравится!

Мы поговорили лишь о малой части возможных методов и приемах применения архитектурных светильников, как я писал в начале, тема крайне обширна. О каких ещё архитектурных стилях подсветки вы хотели бы прочитать? Пишите в комментариях!

Рекомендация: дабы избежать всевозможных промахов, устранять которые в случае архитектурной подсветки, весьма накладно — пользуйтесь услугами специалистов!

Обязательно поделитесь статьёй с друзьями! Вместе мы сделаем этот мир красочней и безопасней. Кнопки внизу.
Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *