Консольные светодиодные светильники уличного освещения. Выбирай грамотно!

Эта статья будет полезна тем, кто привык получать качество за разумные деньги, кто хочет купить то, что действительно подойдёт под его ситуацию, не переплачивая при этом за заведомо простой и дешёвый продукт, кто не хочет быть обманутым, приобретая светодиодный светильник уличного освещения.

«Разлепим пельмени!»

  • Особенности замены
  • Светильники дорожные
  • Светильники уличные

В настоящее время по всему миру идёт активная замена классических ламповых светильников на современные, консольные светодиодные уличные светильники уличного освещения.

Несомненны и не новы преимущества светодиодных светильников уличного освещения в сравнении с ламповыми:

— Энергосбережение (энергоэффективность)

Долговечность (при выборе надёжного светильника и при организации качественной элекросети, срок службы может составить более 10 лет)

Экономия на обслуживании (высотные работы, требующиеся при каждой замене перегоревшей лампы обходится не дёшево.

При всей простоте и очевидности выгоды замены уличных светильников на светодиодные, существуют тонкости правильной замены одного светильника на другой, игнорируя которые можно получить низкокачественное освещение, да ещё и опасное для жизни и здоровья людей, если говорить об автодорогах и автомагистралях.
Рассмотрим их далее.

Особенности замены ламповых консольных светильников уличного освещения на светодиодные

Первый и, пожалуй, важнейший фактор, на который далеко не все обращают внимание — КСС (кривая силы света) светильника.
Наиболее простым языком параметр описан по здесь.

Более сжато можно описать так: количество света, испускаемое светильников в различных направлениях, относительно его корпуса.

Речь идёт о том, что разные типы светильников, в зависимости от их формы и их вторичной оптики (отражателей и линз) испускают свет по разному в разных направлениях, относительно своего расположения.

Графики стандартных КСС (в точке 0 расположен сам светильник), буквы — типы КСС.
Звучит так: КСС типа «Д»

Этот параметр необходимо строго отслеживать в зависимости от объекта, который Вы хотите осветить.

Светильники светодиодные для освещения дорог (консольные)

Небольшая ремарка: в дорожном освещении нормы достаточно строги и отличаются от обычного освещения помещений и территорий, так, например, первой важной характеристикой становится яркость дорожного полотна, а не освещённость.
Выдержку с требованиями можно посмотреть нажав сюда.

Характерная особенность объектов данного типа — стабильный (или не очень), достаточно большой шаг между светильниками (опорами) и необходимость освещать пространство «в ширину», а не «в длину», относительно расположения светильника.

Поперечная КСС типа «Ш» или «Л».

К тому же, для того, чтобы дорога освещалась равномерно, при расположении опор лишь с одной стороны, особенно при её большой ширине, необходимо, чтобы светильник светил «вперёд» сильнее, чем под собой.

Продольная КСС типа «Кососвет», еще её часто называют «Специальная». Фактически, это смесь КСС тида «Д» и «К».

Кривая силы света (КСС)

Как следствие, специальные светильники для освещения дорог должны иметь в обозначении 2 типа КСС сразу, для наибольшей эффективности и соответствия нормам ГОСТа (СП 52. 13330.2016).

Типичная «грамотная» КСС для светильника дорожного освещения (Ш, кососвет).

Стандартный светильник без вторичной оптики с КСС типа «Д»

Светильник с вторичной оптикой

Обратите внимание:
Сегодня рынок предлагает множество светодиодных светильников с названием «Уличные», «Дорожные», и если под «Уличным», можно предложить любой светильник, достаточно защищённый от воздействия внешней среды (IP65), то «Дорожный» без специальной КСС не справится со своей задачей и может представлять серьёзную угрозу для пользователей дорог — не обеспечивать нужного уровня яркости, освещённости и равномерности.
При этом, форма корпуса совершенно никак не гарантирует наличие специальных и подходящих КСС (не каждый «дорожный» светильник действительно предназначен для освещения дорог).

Пример низкокачественного проекта с эффектом «Зебра» .

Такая ситуация как на иллюстрации выше, вызывает быструю утомляемость глаз водителя и расфокусировку внимания, что на прямую влияет на безопасность на дороге.

Грамотный специалист способен не допустить таких фатальных последствий благодаря современным средствам проектирования.

Разница яркости и равномерности. Слева светильники с диаграммами «Д», справа специальные светильники с диаграммой «Ш», кососвет.

Разница освещённости и равномерности. Слева светильники с диаграммами «Д», справа специальные светильники с диаграммой «Ш», кососвет.

Уличные консольные светильники

Это понятие достаточно широкое и не конкретное понятие. Зачастую, под ним пытаются продать светильник, формой корпуса напоминающий дорожный, однако не имеющий никакого к нему отношения из-за отсутствия рефлекторов и вторичной оптики.

Вышеописанный светильник обычно имеет КСС типа «Д» или вариации близкие к ней.

Типичный «уличный» консольный светильник.

КСС типа «Д»

Применение данных светильников более актуально, если освещаемый объект представляет собой некую площадь, перед точкой крепления светильника, например:

— площадь в парках и скверах

— площадка перед домом

— двор

— открытая территория предприятия

— открытая парковка

Парковка

Такие светильники будут дешевле и проще по конструктиву, позволят несколько дальше освещать пространство вперёд от себя.

Светильники парковые

Парковые светильники условно можно разделить на 2 группы по типу монтажа:

  • Венчающие (монтируется на вертикальную опору, как «гриб»)

венчающий

  • Консольные (монтируются на кронштейн под углом (на подобии дорожных)

консольный

И на 2 группы по назначению:

  • Освещение дорожек ( актуальны особенности светильников дорожного освещения)
  • Освещение пространства (будет актуальна КСС типа «Ш», причем круглосимметричная — равномерная во все стороны, в отличии от дорожных светильников с не симметричными КСС)

Вышесказанное актуально при разработке энергоэффективной системы освещения, однако если первым делом речь идёт о дизайне — некоторыми особенностями часто пренебрегают.
О дизайне в этой статье мы не говорим, потому множество вариаций парковых светильников местного освещения, таких как столбики и грунтовые, не рассматриваем.

Прочие важные характеристики уличных светильников

Световой поток

Часто именно эту характеристику при замене лампового светильника на светодиодный ставят во главу угла — что ошибочно, так как зачастую, ламповый светильник с не подходящей КСС но с бОльшим световым потоком со своей задачей не справится.

При сравнении световых потоков ламповых светильников со светодиодными, не стоит забывать, что помимо прямой энергоэффективности (Лм/Вт — светового потока на ватты), существуют потери на корпусе, которые, в среднем, для ламповых светильников составляют 30%. Сюда входят потери на переотражении и самозатинение лампы.

Итак, световой поток лампового светильника будет примерно равен световому потоку используемой лампы*0.7.

Таблица для Вашего удобства

Мощность светильника

Ошибочно подбирать аналоги исходя из мощности, т.к. мощность современных светодиодных светильников, при аналогичных световых потоках, гораздо ниже, чем у ламповых.

При этом, мощность ламповых светильников будет выше, нежели мощность используемых ламп, т.к. лампы ДРЛ и ДНаТ используют в работе ПРА, с которым, фактическая потребляемая мощность светильника возрастает в среднем на 25%.

Пылевлагозащита (IP)

Данный показатель должен быть не ниже 65 (6 -от пыли, 5 — от воды).
Не стоит при этом гнаться за IP 66/67/68.
Если IP66 ещё оправдано тем, что грань между 65 и 66 узкая, то значения выше актуальны лишь для погружных светильников, а уличный светильник на вряд ли окажется под водой, а деньги за это попросят, да ещё и выдадут за «преимущество».

Монтаж

Работа светильника на улице связана со множеством внешних факторов.

Часто уличная питающая сеть не отличается стабильностью, и если защита от КЗ нынче не столь актуальна (в основном сейчас используются провода СИП), то защита от прочих помех и скачков в сети желательна.
В уличном светильнике обязательно должно быть заземление, которое необходимо подключать.
Так же обратите внимание, что пылевлагозащищённым должно быть и соединение контактов светильника с питающей сетью!

Строение

На рынке существуют производители, выполняющие все свои светильники в универсальных корпусах, состоящих из обрезка металлического профиля со встроенными в него светодиодным модулем и блоком питания.
Данные светильники обычно не сбалансированы, в них не продуманы специальные сливы для влаги, тепло от светодиодов не распространяется достаточно эффективно, либо корпус избыточно велик.
Старайтесь обращать внимание на следующие аспекты:

  • Специально разработанный корпус уличного светильника
  • Наличие достаточного охлаждения светодиодов (площадь светильника)
  • Наличие дополнительных рёбер охлаждения над светодиодным модулем
  • Угол расположения рёбер (при их наличии) должен обеспечивать свободное удаление влаги с поверхности (косые/под углом).
  • Надёжное крепление на опоре, кронштейне
  • Обслуживаемый корпус (возможность замены светодиодного модуля и драйвера (последний выходит из строя чаще))
  • Наличие протоколов испытаний фотометрии (обязательно прогретого светильника - на старте световой поток выше, чем при рабочем режиме).
  • Наличие протоколов испытаний на ЭМС (Электро-магнитной совместимости) - стойкость светильника к различным не штатным явлениям в сети и влияние самого светильника на сеть. Самые популярные тесты:
    — Микросекундные импульсные помехи
    — Гармонические составляющие
  • Протоколы испытаний на электробезопасность:
    — Сопротивление изоляции
    — Электрическая прочность изоляции

Цветовая температура

Тут дело вкуса, главное не переборщить с холодной цветовой температурой — значений более 6500К следует избегать (этот приём часто используется при применении недорогих светодиодов, т.к. с холодной цветовой температуры проще «снять» большой световой поток).

Бытует мнение, что более тёплый свет (2700—4000К) обеспечивает лучшую видимость в тумане, чем холодный (6500К).

Аргументы весьма косвенны, однако один из них выглядит более-менее реально:

«Цвет» тёплого света отличается от «цвета» тумана — возможно именно поэтому крупнейшие организации, обеспечивающие строительство и ремонт автодорог, такие как Автодор, медленно но верно склоняются в сторону использования на дорогах светильников с цветовой температурой 4000—4500К.

Надеюсь, статья была для Вас полезна.
Репост сильно поможет продвижению проекта.
Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *