Эта статья будет полезна тем, кто привык получать качество за разумные деньги, кто хочет купить то, что действительно подойдёт под его ситуацию, не переплачивая при этом за заведомо простой и дешёвый продукт, кто не хочет быть обманутым, приобретая светодиодный светильник уличного освещения.
«Разлепим пельмени!»
- Особенности замены
- Светильники дорожные
- Светильники уличные
В настоящее время по всему миру идёт активная замена классических ламповых светильников на современные, консольные светодиодные уличные светильники уличного освещения.
Несомненны и не новы преимущества светодиодных светильников уличного освещения в сравнении с ламповыми:
— Энергосбережение (энергоэффективность)
— Долговечность (при выборе надёжного светильника и при организации качественной элекросети, срок службы может составить более 10 лет)
— Экономия на обслуживании (высотные работы, требующиеся при каждой замене перегоревшей лампы обходится не дёшево.
При всей простоте и очевидности выгоды замены уличных светильников на светодиодные, существуют тонкости правильной замены одного светильника на другой, игнорируя которые можно получить низкокачественное освещение, да ещё и опасное для жизни и здоровья людей, если говорить об автодорогах и автомагистралях.
Рассмотрим их далее.
Особенности замены ламповых консольных светильников уличного освещения на светодиодные
Первый и, пожалуй, важнейший фактор, на который далеко не все обращают внимание — КСС (кривая силы света) светильника.
Наиболее простым языком параметр описан по здесь.
Более сжато можно описать так: количество света, испускаемое светильников в различных направлениях, относительно его корпуса.
Речь идёт о том, что разные типы светильников, в зависимости от их формы и их вторичной оптики (отражателей и линз) испускают свет по разному в разных направлениях, относительно своего расположения.
Этот параметр необходимо строго отслеживать в зависимости от объекта, который Вы хотите осветить.
Светильники светодиодные для освещения дорог (консольные)
Небольшая ремарка: в дорожном освещении нормы достаточно строги и отличаются от обычного освещения помещений и территорий, так, например, первой важной характеристикой становится яркость дорожного полотна, а не освещённость.
Выдержку с требованиями можно посмотреть нажав сюда.
Характерная особенность объектов данного типа — стабильный (или не очень), достаточно большой шаг между светильниками (опорами) и необходимость освещать пространство «в ширину», а не «в длину», относительно расположения светильника.
К тому же, для того, чтобы дорога освещалась равномерно, при расположении опор лишь с одной стороны, особенно при её большой ширине, необходимо, чтобы светильник светил «вперёд» сильнее, чем под собой.
Кривая силы света (КСС)
Как следствие, специальные светильники для освещения дорог должны иметь в обозначении 2 типа КСС сразу, для наибольшей эффективности и соответствия нормам ГОСТа (СП 52. 13330.2016).
Обратите внимание:
Сегодня рынок предлагает множество светодиодных светильников с названием «Уличные», «Дорожные», и если под «Уличным», можно предложить любой светильник, достаточно защищённый от воздействия внешней среды (IP65), то «Дорожный» без специальной КСС не справится со своей задачей и может представлять серьёзную угрозу для пользователей дорог — не обеспечивать нужного уровня яркости, освещённости и равномерности.
При этом, форма корпуса совершенно никак не гарантирует наличие специальных и подходящих КСС (не каждый «дорожный» светильник действительно предназначен для освещения дорог).
Такая ситуация как на иллюстрации выше, вызывает быструю утомляемость глаз водителя и расфокусировку внимания, что на прямую влияет на безопасность на дороге.
Грамотный специалист способен не допустить таких фатальных последствий благодаря современным средствам проектирования.
Уличные консольные светильники
Это понятие достаточно широкое и не конкретное понятие. Зачастую, под ним пытаются продать светильник, формой корпуса напоминающий дорожный, однако не имеющий никакого к нему отношения из-за отсутствия рефлекторов и вторичной оптики.
Вышеописанный светильник обычно имеет КСС типа «Д» или вариации близкие к ней.
Применение данных светильников более актуально, если освещаемый объект представляет собой некую площадь, перед точкой крепления светильника, например:
— площадь в парках и скверах
— площадка перед домом
— двор
— открытая территория предприятия
— открытая парковка
Такие светильники будут дешевле и проще по конструктиву, позволят несколько дальше освещать пространство вперёд от себя.
Светильники парковые
Парковые светильники условно можно разделить на 2 группы по типу монтажа:
- Венчающие (монтируется на вертикальную опору, как «гриб»)
- Консольные (монтируются на кронштейн под углом (на подобии дорожных)
И на 2 группы по назначению:
- Освещение дорожек ( актуальны особенности светильников дорожного освещения)
- Освещение пространства (будет актуальна КСС типа «Ш», причем круглосимметричная — равномерная во все стороны, в отличии от дорожных светильников с не симметричными КСС)
Вышесказанное актуально при разработке энергоэффективной системы освещения, однако если первым делом речь идёт о дизайне — некоторыми особенностями часто пренебрегают.
О дизайне в этой статье мы не говорим, потому множество вариаций парковых светильников местного освещения, таких как столбики и грунтовые, не рассматриваем.
Прочие важные характеристики уличных светильников
Световой поток
Часто именно эту характеристику при замене лампового светильника на светодиодный ставят во главу угла — что ошибочно, так как зачастую, ламповый светильник с не подходящей КСС но с бОльшим световым потоком со своей задачей не справится.
При сравнении световых потоков ламповых светильников со светодиодными, не стоит забывать, что помимо прямой энергоэффективности (Лм/Вт — светового потока на ватты), существуют потери на корпусе, которые, в среднем, для ламповых светильников составляют 30%. Сюда входят потери на переотражении и самозатинение лампы.
Итак, световой поток лампового светильника будет примерно равен световому потоку используемой лампы*0.7.
Мощность светильника
Ошибочно подбирать аналоги исходя из мощности, т.к. мощность современных светодиодных светильников, при аналогичных световых потоках, гораздо ниже, чем у ламповых.
При этом, мощность ламповых светильников будет выше, нежели мощность используемых ламп, т.к. лампы ДРЛ и ДНаТ используют в работе ПРА, с которым, фактическая потребляемая мощность светильника возрастает в среднем на 25%.
Пылевлагозащита (IP)
Данный показатель должен быть не ниже 65 (6 -от пыли, 5 — от воды).
Не стоит при этом гнаться за IP 66/67/68.
Если IP66 ещё оправдано тем, что грань между 65 и 66 узкая, то значения выше актуальны лишь для погружных светильников, а уличный светильник на вряд ли окажется под водой, а деньги за это попросят, да ещё и выдадут за «преимущество».
Монтаж
Работа светильника на улице связана со множеством внешних факторов.
Часто уличная питающая сеть не отличается стабильностью, и если защита от КЗ нынче не столь актуальна (в основном сейчас используются провода СИП), то защита от прочих помех и скачков в сети желательна.
В уличном светильнике обязательно должно быть заземление, которое необходимо подключать.
Так же обратите внимание, что пылевлагозащищённым должно быть и соединение контактов светильника с питающей сетью!
Строение
На рынке существуют производители, выполняющие все свои светильники в универсальных корпусах, состоящих из обрезка металлического профиля со встроенными в него светодиодным модулем и блоком питания.
Данные светильники обычно не сбалансированы, в них не продуманы специальные сливы для влаги, тепло от светодиодов не распространяется достаточно эффективно, либо корпус избыточно велик.
Старайтесь обращать внимание на следующие аспекты:
- Специально разработанный корпус уличного светильника
- Наличие достаточного охлаждения светодиодов (площадь светильника)
- Наличие дополнительных рёбер охлаждения над светодиодным модулем
- Угол расположения рёбер (при их наличии) должен обеспечивать свободное удаление влаги с поверхности (косые/под углом).
- Надёжное крепление на опоре, кронштейне
- Обслуживаемый корпус (возможность замены светодиодного модуля и драйвера (последний выходит из строя чаще))
- Наличие протоколов испытаний фотометрии (обязательно прогретого светильника - на старте световой поток выше, чем при рабочем режиме).
- Наличие протоколов испытаний на ЭМС (Электро-магнитной совместимости) - стойкость светильника к различным не штатным явлениям в сети и влияние самого светильника на сеть. Самые популярные тесты:
— Микросекундные импульсные помехи
— Гармонические составляющие - Протоколы испытаний на электробезопасность:
— Сопротивление изоляции
— Электрическая прочность изоляции
Цветовая температура
Тут дело вкуса, главное не переборщить с холодной цветовой температурой — значений более 6500К следует избегать (этот приём часто используется при применении недорогих светодиодов, т.к. с холодной цветовой температуры проще «снять» большой световой поток).
Бытует мнение, что более тёплый свет (2700—4000К) обеспечивает лучшую видимость в тумане, чем холодный (6500К).
Аргументы весьма косвенны, однако один из них выглядит более-менее реально:
«Цвет» тёплого света отличается от «цвета» тумана — возможно именно поэтому крупнейшие организации, обеспечивающие строительство и ремонт автодорог, такие как Автодор, медленно но верно склоняются в сторону использования на дорогах светильников с цветовой температурой 4000—4500К.
Надеюсь, статья была для Вас полезна.
Репост сильно поможет продвижению проекта.
Спасибо за внимание!